1. Цели
Приказ ГУО Администрации г. Черногорска от 02.06.2021 №818 «Об утверждении Положения по организации и проведению мониторинга качества дошкольного образования»
Цель мониторинга - сбор и анализ информации о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.
Для принятия эффективных управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования выделены цели по следующим направлениям:
- совершенствование качества образовательных программ дошкольного образования;
- повышение качества содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- повышение качества образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психологопедагогические условия);
- повышение качества реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО;
- совершенствование качества взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворённость семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- повышение качества управления в ДОО
2. Показатели
Приказ ГУО Администрации г. Черногорска от 02.06.2021 №818 «Об утверждении Положения по организации и проведению мониторинга качества дошкольного образования»
Муниципальные показатели качества дошкольного образования.
Качество образовательных программ дошкольного образования.
Качество образовательных программ дошкольного образования определяется по соответствию программ, разработанных в ДОО, требованиям и рекомендациям раздела II ФГОС ДО.
Качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Качество содержания образовательной деятельности в ДОО определяется по двум показателям:
- Наличие рабочих программ в ДОО.
- Наличие в рабочих программах ДОО содержания по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).
Качество образовательных условий дошкольного образования определяется по трём составляющим: кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда и психолого-педагогические условия. Оценка и отслеживание данных составляющих образовательных условий позволяют прогнозировать развитие муниципальной системы дошкольного образования и принимать управленческие решения в области кадровой политики, развития методической службы и оснащенности образовательных организаций.
Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО.
Качество реализации адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования (далее - АООП ДО) в ДОО оцениваются по следующим показателям:
- наличие ДОО, реализующих АООП ДО;
- соответствие АООП ДО требованиям ФГОС ДО.
Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).
Качество взаимодействия ДОО с семьей определяется по трем составляющим:
- участие семьи в образовательной деятельности;
- удовлетворённость семьи образовательными услугами;
- индивидуальная поддержка развития детей в семье.
«Участие семьи в образовательной деятельности» оценивается по следующим показателям:
Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу.
Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу оценивается по следующим показателям:
- Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
- Обеспечение комплексной безопасности в ДОО.
- Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми.
Повышение качества управления в ДОО.
Повышение качества управления в ДОО определяется на основе оценки трёх показателей:
1. Наличие у руководителя ДОО требуемого профессионального образования.
2. Разработанность и функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОО (далее - ВСОКО).
3. Наличие программы развития ДОО.
3. Методы сбора и обработки информации
Приказ ГУО Администрации г. Черногорска от 02.06.2021 №818 «Об утверждении Положения по организации и проведению мониторинга качества дошкольного образования»
Приказ ГУО от 27.01.2021 № 69 «Об утверждении Правил осуществления контроля за выполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными образовательными организациями, находящимися в ведении городского управления образованием администрации города Черногорска»
МПМКДО предусматривает сбор информации на муниципальном уровне и уровне ДОО. Методы сбора информации определяются особенностями каждого из уровней.
В ДОО могут быть использованы:
- структурированное наблюдение за реализацией образовательной деятельности в группе ДОО с использованием оценочных шкал;
- экспертная оценка образовательных условий ДОО;
- анкетирование родителей/законных представителей воспитанников ДОО;
- самоанализ продуктов управленческой и педагогической деятельности (управленческих документов, образовательных и рабочих программ).
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения представляют информацию в электронном виде (Приложение 1).
Описание ВСОКО, разработанной и реализуемой ДОО методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в.
На муниципальном уровне могут быть использованы:
• изучение открытых источников информации о деятельности ДОО (интернет-сайты ДОО);
• изучение информации о ДОО, полученной по запросу муниципалитета. Каждый показатель оценивают, используя информацию из раздела «Показатели оценки качества дошкольного образования» (Приложение 1 к Приказу ГУО Администрации г. Черногорска от 02.06.2021 № 818). По результатам анализа информации, предоставленной всеми ДОО, заполняются таблицы (Приложение 2 к Приказу ГУО Администрации г. Черногорска от 02.06.2021 № 818), в которых отражена обобщенная информация о результатах оценки качества дошкольного образования в муниципалитете, указывая ссылки на документы и материалы, подтверждающие данную информацию.
Описание методов сбора и обработки информации о качестве образования отражается в программе мониторинга оценки качества дошкольного образования, в соответствии МПМКДО.
После получения информации из дошкольных образовательных учреждений проводится муниципальная экспертиза, используя ссылки на документы, подтверждающие достоверность оценки показателей качества дошкольного образования. По результатам экспертизы составляется сводная таблица (Приложение 3 к Приказу ГУО Администрации г. Черногорска от 02.06.2021 № 818). По каждому показателю определяется среднее значение, а также указываются минимальные и максимальные значения, которые выявлены по городу. Количественный анализ позволяет сформировать представление об общих тенденциях и выделить особенности качества дошкольного образования в г. Черногорске. Полученные данные могут быть обработаны с помощью методов математической статистики (кластерный анализ).
Качественный анализ направлен на прогнозирование развития муниципальной системы дошкольного образования, разработку адресных рекомендаций и предложений по повышению качества дошкольного образования в целом по муниципалитету
Результаты мониторинга качества дошкольного образования в оформляются в виде заключения (аналитического отчета), утверждаются приказом ГУО Администрации г. Черногорска и размещаются на официальном сайте. На основе материалов заключения разрабатываются адресные рекомендации, мероприятия и управленческие решения.
Регулярное проведение мониторинга качества дошкольного образования с использованием одних и тех же показателей, и критериев их оценки позволит выявить динамику качества дошкольного образования и повысить эффективность принимаемых управленческих решений.
4. Мониторинг показателей
Мониторинг качества дошкольного образования в г. Черногорске.
Проведение мониторинга качества дошкольного образования в г.Черногорске организуется в следующем порядке:
- Мониторинг качества дошкольного образования организуется ГУО Администрации г.Черногорска.
- Муниципальный мониторинг проводится ежегодно.
- Порядок проведения мониторинга включает:
- установление сроков мониторинга;
- формирование списка экспертов;
- проведения оценочной процедуры (работа эксперта и обработка заполненных экспертных карт);
- разработку рекомендаций и проведение итогового совещания с руководителями муниципальных дошкольных образовательных организаций;
- Мониторинг проводится экспертной группой. Координацию деятельности экспертной группы осуществляет муниципальный координатор. Муниципальный координатор и экспертная группа назначаются приказом ГУО Администрации г.Черногорска.
- Система муниципального мониторинга качества дошкольного образования состоит из трех взаимосвязанных процессов, представляющих собой следующий алгоритм действий:
- заполнение экспертом экспертной карты мониторинга качества дошкольного образования г.Черногорска;
- оценка деятельности муниципальной системы дошкольного образования;
- подготовка сводного аналитического отчета по муниципальной системе дошкольного образования.
5. Анализ результатов мониторинга
Анализ результатов мониторинга качества дошкольного образования в г Черногорске.
По итогам мониторинга качества дошкольного образования 2021года в г.Черногорске . составлен аналитический отчет, который включает следующие разделы:
1. Общая информация о мониторинге качества дошкольного образования в городе Черногорске.
Мониторинг проводился с целью совершенствования качества дошкольного образования по следующим направлениям:
- качество образовательных программ дошкольного образования;
- качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно- пространственная среда, психолого-педагогические условия);
- качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО;
- качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу
- повышение качества управления в ДОО.
Процедура оценки качества дошкольного образования включала:
- изучение открытых источников информации о деятельности ДОО (интернет-сайты организаций);
- изучение информации, полученной по результатам независимой оценки качества условий образовательной деятельности ДОО города Черногорска;
- изучение информации о ДОО, полученной по запросу ГУО Администрации города Черногорска.
Результаты мониторинга качества дошкольного образования в городе оформляются в виде аналитического отчёта и сводного отчета в таблице обобщенной информации. На основе материалов заключения разрабатываются адресные рекомендации, мероприятия и управленческие решения.
- Результаты мониторинга качества дошкольного образования по отдельным показателям:
2.1.Качество образовательных программ дошкольного образования.
2.1.1. Наличие основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной и утвержденной в ДОО (далее - ООП ДО ДОО). Во всех дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ (100%) разработаны и утверждены приказом основные образовательные программы дошкольного образования (далее ООП ДО). Полный текст основных образовательных программ размещен в свободном доступе на официальных сайтах образовательных организаций в подразделе «Образование». Краткая презентация ООП доступна для ознакомления на сайте во всех дошкольных образовательных организациях.
2.1.2. Соответствие ООП ДО ДОО, требованиям ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательных программ дошкольного образования.
Во всех ДОУ в ООП ДО включены целевой, содержательный, организационный разделы, в которых отражены две взаимосвязанных и взаимодополняющих части: обязательная часть и части, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы, разработанная на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, отражает комплексность подхода, обеспечивает развитие детей во всех пяти образовательных областях. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована с учѐтом регионального компонента и основана на интеграции дополнительных, парциальных и авторских программ:
- Авторская программа «Хакасия – земля родная», автор Л.В. Асочакова и др.;
- программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», автор Р.Б. Стёркина;
- программа «Цветные ладошки», под редакцией И.А. Лыковой;
- программа «Камертон», автор Э.П. Костина
- программа «Физическая культура дошкольникам» под редакцией Л.Д. Глазыриной;
- «Цветик-семицветик» (психологические занятия с детьми 3-7 лет) под редакцией Куражевой Н.Ю. и др.
Объем обязательной части ООП ДО составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема. Обе части основной образовательной программы ДОО являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Целевой раздел ООП ДО во всех ДОО включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи, принципы и подходы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения конкретизируют требования ФГОС ДО в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Система педагогической диагностики (мониторинга) проводится без отрыва от образовательного процесса, осуществляется в соответствии с ФГОС ДО и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений каждого ребенка, позволяет осуществлять оценку динамики его достижений в соответствии с реализуемой основной образовательной программой. Содержательный раздел ООП ДО во всех ДОО обеспечивает развитие личности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Содержание образовательных областей обеспечивает развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
1. коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);
2. восприятие художественной литературы и фольклора;
3. познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними);
4. конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
5. игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
6. самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
7. изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
8. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах);
9. двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
В четырех ДОО (17%) в ООП ДО включено содержание коррекционной работы, описаны условия для обучающихся с ОВЗ. Организационный раздел ООП ДО во всех ДОУ содержит описание материально-технического обеспечения, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В ходе экспертизы ООП ДО ДОУ по всем критериям было отмечено соответствие структуры программы всем показателям. Анализ разработанных основных образовательных программ дошкольных учреждений города показал, что реализация образовательных программ соответствует современным требованиям.
Предложения и рекомендации:
Руководителям всех ДОО: внести изменения в основные образовательные программы в связи с реализацией рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы не позднее 01.09.2021года (статья 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ).
2.2. Качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
2.2.1.Наличие рабочих программ в ДОО.
Рабочие программы в ДОО города разработаны на основе основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Сан ПиН 2.4.1. 3648-20 от 28.09.2020, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020г. №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Сантарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», основными направлениями образовательной деятельности на 2020-2021 учебный год. Полный текст рабочих программ, обеспечивающих образовательную деятельность в каждой возрастной группе, размещен в свободном доступе на сайтах образовательных организаций города в подразделе «Образование». Рабочие программы включают в себя три раздела: целевой, содержательный, организационный. В целевом разделе рабочих программ изложены цели и задачи программы, принципы и подходы к оформлению образовательной деятельности, значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста и целевые ориентиры. Содержательный раздел включает в себя описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (в 5 образовательных областях) в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом регионального компонента. Организационный раздел рабочих программ включает в себя описание: материально - технического и методического обеспечения реализации программы; режима дня по временам года; организации событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно – пространственной среды.
2.2.2.«Наличие в рабочих программах ДОО содержания по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие». Рабочие программы ДОО города обеспечивают разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). В каждой рабочей программе конкретизировано содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям с учетом возрастных особенностей детей. Мониторинг качества содержания образовательной деятельности в ДОО позволяет сделать вывод, что оно соответствует базовому уровню.
Предложения и рекомендации:
- внести изменения в рабочие программы педагогов с учетом внесенных изменений в ООП ДО до 16.08.2021 года.
2.3. Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия).
2.3.1.Кадровые условия.
Анализ кадровых условий в системе дошкольного образования города построен на основе данных статистического наблюдения и мониторинге фактической подготовки специалистов.
2.3.1.1.Все ДОО города укомплектованы педагогическими кадрами и учебно-вспомогательным персоналом согласно штатному расписанию (100%).
2.3.1.2. Из 451 человек педагогического персонала имеют высшее образование 302 педагога (66,9% ), из них: 216 воспитателей (63% от общего числа воспитателей ), 16 старших воспитателей (84%), 18 музыкальных руководителей (60%), 11 инструкторов по физической культуре (58%), 28 учителей-логопедов(100%), 13 педагогов-психологов (100 %).
Наименование ДОО
|
Процент педагогов с высшим образованием
|
2014г.
|
2015г.
|
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
2020
|
«Алёнка»
|
63
|
63
|
68
|
56
|
54
|
64
|
72
|
«Белочка»
|
64
|
64
|
50
|
46
|
40
|
55
|
36
|
«Гнёздышко»
|
73
|
64
|
69
|
77
|
69
|
61
|
67
|
«Елочка»
|
46
|
67
|
58
|
54
|
65
|
62
|
73
|
«Журавушка»
|
63
|
74
|
75
|
68
|
73
|
66
|
69
|
«Звездочка»
|
44
|
44
|
47
|
29
|
53
|
53
|
63
|
«Золотая рыбка»
|
53
|
59
|
67
|
60
|
62
|
62
|
62
|
«Калинка»
|
40
|
44
|
67
|
67
|
67
|
76
|
84
|
«Колокольчик»
|
79
|
83
|
71
|
69
|
67
|
75
|
85
|
«Колосок»
|
62
|
67
|
85
|
68
|
67
|
67
|
67
|
«Лукоморье»
|
69
|
65
|
63
|
56
|
50
|
65
|
65
|
«Мишутка»
|
100
|
80
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
«Радуга»
|
61
|
69
|
70
|
76
|
69
|
70
|
81
|
«Родничок»
|
36
|
36
|
42
|
42
|
36
|
50
|
58
|
«Ромашка»
|
21
|
21
|
27
|
27
|
40
|
39
|
43
|
«Росинка»
|
52
|
56
|
58
|
52
|
54
|
68
|
68
|
«Ручеек»
|
72
|
83
|
78
|
72
|
62
|
58
|
56
|
«Рябинка»
|
38
|
36
|
36
|
46
|
45
|
55
|
55
|
«Светлячок»
|
67
|
67
|
81
|
88
|
75
|
80
|
86
|
«Сказка»
|
56
|
67
|
58
|
52
|
59
|
60
|
57
|
«Теремок»
|
43
|
53
|
50
|
47
|
50
|
54
|
57
|
«Улыбка»
|
57
|
61
|
58
|
73
|
77
|
82
|
69
|
«Чайка»
|
41
|
47
|
60
|
63
|
67
|
59
|
56
|
«Ягодка»
|
-
|
-
|
59
|
78
|
65
|
64
|
74
|
Итого
|
|
|
|
|
61
|
64,5
|
66,9
|
Красным цветом выделены цифры ДОО, где увеличение численности педагогов с высшим образованием или на прежнем уровне.
В 14 ДОУ повышение численности педагогов, имеющих высшее образование. В 5 ДОУ - уменьшение численности педагогов с высшим образованием. В 5 ДОУ данная численность на прежнем уровне. В ДОУ Мишутка все педагоги с высшим образованием- 100 %. Выше 80% - в ДОО «Калинка», «Колосок», «Радуга», «Светлячок». Выше 70%-«Аленка», «Елочка», «Ягодка».
2.3.1.3.Во всех ДОО созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников. Увеличилась доля педагогических работников, имеющих высшую и первую квалификационные категории. Количество педагогов с высшей и первой в 2021 году -218 человек (200 чел. – 2020г), что составило 48% от их общего количества.
2.3.1.4. Все педагогические работники и руководители ДОО своевременно получают дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) в соответствии с ФГОС ДО (100% от общей численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций).
2.3.1.5.Численное соотношение обучающихся к педагогическим кадрам среднее значение составляет 12,5*1, минимальное значение – 4*1, максимальное значение - 14*1.
Вывод: на основе анализа кадровых условий в ДОУ кадровую политику в городе можно признать эффективной. 100% обеспечение ДОУ учебно-вспомогательным персоналом позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в городе. Нагрузка на педагогов, в соответствии с требованиями позволяет повышать качество дошкольного образования.
Предложения и рекомендации:
- Вести целенаправленную деятельность на мотивирование педагогов ДОО получать высшее (профильное) образование.
- Увеличить долю педагогов, имеющих квалификационные категории.
- Продолжить создание условий для повышения профессионального уровня, профессиональной и творческой самореализации посредством расширения спектра применяемых технологий работы с кадрами и повышения квалификации, в том числе цифровых и ИКТ-технологий.
2.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда.
2.3.2.1. Содержательная насыщенность среды.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании, на территории и на участках) обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Для игровой активности во всех группах ДОО города созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и образовательной деятельности, активности детей. Это позволяет детям организовать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. В каждой возрастной группе созданы центры, которые в себе содержат познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: ролевых игр, настольно-печатных игр, игровой, художественного творчества.
Для познавательного развития детей в группах имеются игрушки- исследования в действии, такие как: пирамидки, матрешки, шнуровки разной степени сложности, игры-вкладыши, палочки Кьюзинера, тематические блоки Дьенеша, шнуровки разной степени сложности, игры-головоломки и другое. Имеющееся оборудование способствует активизации познавательной деятельности: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. В группах старших дошкольников имеются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
Для конструирования в группах представлен разнообразный строительный материал: кубики разного размера, геометрические фигуры, деревянные бруски, игрушки-персонажи (фигурки людей и животных), различные виды конструкторов: напольный, деревянный, настольный.
В центре двигательной деятельности имеется оборудование для ловли, катания, бросания (кольцебросы, мешочки для метания, мячи, разноцветные кегли), оборудование для основных и общеразвивающих упражнений (обручи, палки гимнастические, скакалки, веревки, коврики гимнастические и другие).
В группах ДОО созданы условия для самовыражения детей в разных видах деятельности. К ним относятся различные алгоритмы, технологические карты, которые позволяют каждому ребенку выбирать деятельность по интересам и быть успешным и независимым в любом виде деятельности.
Предметно-пространственная среда в групповых помещениях ДОО города создана с учетом закономерностей психического развития, показателей здоровья, психофизиологических и коммуникативных особенностей для эмоционального благополучия детей. Содержательная насыщенность среды в среднем на 100 соответствует требованиям ФГОС ДО в 90% ДОО.
2.3.2.2. Трансформируемость пространства.
Групповое пространство ДОО города легко трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов и возможностей детей. Особенность реализации данного принципа заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Для этого в группах есть ширмы, модули, кубы для изменения пространства, передвижные тумбы с различными материалами для организации сюжетно-ролевых игр и экспериментальной деятельности, напольные модули, которые могут служить материалом для обыгрывания при организации самостоятельной деятельности детей (построить машину, автобус).
Трансформируемость прослеживается в условном делении группового пространства на 3 сектора:
- рабочий сектор;
- сектор спокойной деятельности;
- сектор активной деятельности.
Рабочий сектор занимает - 30% группового пространства. Рабочий сектор представлен: центром Познания, центром познавательно-исследовательской деятельности, центром продуктивной деятельности.
Сектор спокойной деятельности занимает - 20% группового пространства. Сектор спокойной деятельности включает в себя: центр художественной литературы, центр природы, центр отдыха.
Самое большое пространство групп занимает сектор активной деятельности - 50%. Активный сектор представлен: игровыми центрами, центром музыкально – театрализованной деятельности, центром двигательной деятельности. Трансформируемость пространства в среднем 100% соответствует требованиям ФГОС ДО.
2.3.2.3. Полифункциональность материалов.
Принцип полифункциональности представлен наличием в группах и на участках ДОО предметов, выполняющих разные функции, при помощи которых решаются разные задачи. Для этого в группах имеются предметы-заместители, которые дети могут использовать в игровой деятельности, природный материал, который может выполнять функцию предмета-заместителя в сюжетно-ролевых играх (например: «Магазин», «Семья», «Строитель», «Салон красоты»). На участках ДОО установлены теневые навесы, горки, лесенки, качели, песочницы, малые архитектурные формы.
В ходе мониторинга выявлено, что на 20 % игровых участков ДОО недостаточно малых архитектурных форм, требуется замена веранд
В ходе мониторинга выявлено, что в помещениях возрастных групп недостаточно мягких модулей, комплектов костюмов для театрализованной деятельности, игровых пластмассовых, мягких модулей для конструирования, строительства, инвентаря для осуществления общеразвивающих упражнений.
2.3.2.4. Вариативность среды.
Вариативность среды в группах ДОО отражается в наличии различных пространств для игр, периодическую сменяемость игрового материала, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей, появление новых предметов, стимулирующих различную активность детей.
Педагоги в пространстве групп используют переменные и заменяемые элементы убранства, декоративные сезонные ветки в вазах для сервировки стола, имеется познавательный материал, библиотека и книжная выставка, организованная по различной тематике. Вариативность среды в среднем на 95% соответствует требованиям ФГОС ДО.
2.3.2.5. Доступность среды.
Во всех ДОО города обеспечивается доступность для воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность. Групповое пространство доступно детям: дидактические и развивающие игры и игрушки, дидактический материал, предметы для организации ролевых игр. Для организации самостоятельной деятельности детей в течение дня в группе имеются материалы для детского творчества (бумага, краски, карандаши, природный материал). В ДОО города обеспечивается исправность и сохранность материалов и оборудования. Доступность среды в среднем на 90% соответствует требованиям ФГОС ДО.
2.3.2.6. Безопасность предметно-пространственной среды.
Все элементы предметно-пространственной среды групп ДОО города безопасны, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: детская мебель соответствует возрасту и росту детей группы, мебель не загораживает запасные выходы, позволяя детям свободно двигаться в пространстве групповых комнат, все стеллажи и полки закреплены, наглядные пособия, игры и игрушки имеют сертификаты соответствия.
Общие выводы по результатам мониторинга:
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в ДОО города учитывает особенности реализуемой программы. Групповые помещения соответствуют соотношению и условно делятся на 3 сектора:
- сектор активной деятельности (50%): центр двигательной деятельности, центр музыкально-театрализованной деятельности, игровые центры;
- сектор спокойной деятельности (20%) центр художественной литературы, центр природы, центр отдыха;
- рабочий сектор (30%) познавательно-исследовательской деятельности, центр продуктивной деятельности.
В построении развивающей предметно-пространственной среды в ДОО педагоги руководствуются принципами, обозначенными в ФГОС ДО. Предметно-пространственная среда в группах в достаточной мере выстроена с учетом этих принципов: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности материалов, вариативности среды, доступности, безопасности. Безопасность предметно-пространственной среды в среднем на 95% соответствует требованиям ФГОС ДО.
В среднем развивающая предметно-пространственная среда ДОО на 95% соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса.
Предложения и рекомендации:
- ДОО внести изменения в оснащение РППС (обеспечить на участках - оборудование, согласно ФГОС ДО и СаНПиН);
- развивать профессиональные компетентности педагогов по совершенствованию возможностей использования РППС в образовательной деятельности.
2.3.3 Психолого-педагогические условия.
2.3.3.1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки.
Педагоги ДОО при обращении к детям используют имена, проявляют внимание к настроению, желаниям и мнениям детей, отмечают их достижения, пользуются чаще поощрением, оценки относятся к действиям.
2.3.3.2. Поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Педагоги ДОО города поддерживают доброжелательную атмосферу в группах, общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, поддерживают доброжелательные отношения между детьми, обучают способам взаимодействия и способам разрешения конфликтов. Педагоги владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми. Последовательность видов деятельности, и само построение занятий, учитывает возрастные особенности детей, физическую, умственную, эмоциональную нагрузку, характер предшествующей и последующей деятельности. В образовательном процессе наблюдается положительный эмоциональный фон, партнерские взаимоотношения детей и взрослых за счет использования игры, внесения новых заданий и т.д.
2.3.3.3.Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
В ДОО города созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей, что позволяет обучающимся организовать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений.
Для формирования и поддержки положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях дошкольников педагоги используют ситуации успеха («Утро радостных встреч», «Минутки настроения», «Приветствие», «Прощание», «Минутки тишины», «Танцевальные минутки» и другие).
2.3.3.4.Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
В группах ДОО города создана комфортная предметно – пространственная развивающая среда, которая соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. В интерьере групп, в цветовом решении стен преобладают спокойные, светлые тона. На стенах располагаются детские рисунки и аппликации, что вызывает у воспитанников позитивное настроение. В групповых помещениях обеспечена возможность для общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), со всей группой и в малых группах, для двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Педагоги не ограничивают естественный шум в группе, не используют методы, которые могут испугать, унизить или обидеть ребенка, адекватно реагируют на жалобы детей, в ДОО осуществляется профилактика профессионального выгорания у педагогов.
Анкетирование родителей показало, что 95% родителей полностью удовлетворены качеством психолого-педагогических условий реализации ООП ДО в дошкольных образовательных организациях города.
Предложения и рекомендации:
- уделять в работе с детьми больше внимания детскому экспериментированию;
- создавать условия для самостоятельной деятельности детей;
- предусмотреть оборудование и материалы для реализации различных технических замыслов;
- продолжить обучение педагогов по созданию условий для реализации индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста;
- продолжить проведение методических мероприятий, направленных на непрерывное профессиональное развитие (семинары, практикумы, мастер-классы и др.), по вопросам создания психолого-педагогических условий.
2.4. Качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО.
2.4.1. Наличие ДОО, реализующих АООП ДО.
В 20 (83%) дошкольных образовательных учреждениях разработаны и приняты педагогическими советами, утверждены приказами адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее АООП ДО). Полный текст адаптированных основных образовательных программ размещен в свободном доступе на сайтах образовательных организаций в подразделе «Образование». Краткая презентация АООП доступна для ознакомления на сайте во всех дошкольных образовательных организациях. Общая численность групп, реализующих АООП ДО - 39 групп компенсирующей, 5 комбинированной направленностей из них:
4 группы полного дня для детей с нарушением зрения и 1группа кратковременного пребывания в ДОО «Колосок»;
2 группы полного дня и 1группа кратковременного пребывания для детей – инвалидов и детей с ОВЗ со сложными дефектами в развитии в ДОУ «Ёлочка»;
31 группа для детей с тяжелыми нарушениями речи
1 группа комбинированной направленности в ДОУ «Теремок» для детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Группа работает в режиме круглосуточного пребывания.
2.4.2. Соответствие АООП ДО требованиям ФГОС ДО.
АООП ДО включают три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая ДОО. В целевом разделе имеется описание инструментария для проведения педагогической диагностики.
При составлении АООП ДО в ДОУ ориентировались:
- на формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;
- на создание оптимальных условий совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
- на личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения, формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий, оценку результатов действия, осмысление результатов.
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими АООП ДО совместно со здоровыми детьми в группах комбинированной направленности в МБДОУ «Ёлочка», «Родничок», «Звездочка», «Теремок», «Ручеек» созданы условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу учитывалась индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Адаптированные программы содержат раздел: специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Таким образом, показатель соответствия адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, разработанных и утвержденных в ДОО, требованиям ФГОС ДО составил 100%.
Численность детей дошкольного, нуждающихся в создании специальных условий для обучения, составила 865 обучающихся, из них
70 детей инвалидов (60 детей инвалидов в 2019-2020 уч.г.), обучались в группах компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленностей
В 2021г. из групп компенсирующей направленности выпущено 329 детей. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и возможность получения образования, коррекции нарушений развития. Раннее выявление, начиная с групп 2-3 летнего возраста детей с нарушениями в развитии ведется качественно и активно в детских садах «Аленка», «Калинка», «Колосок», «Росинка», «Чайка», «Ягодка», что дает положительные результаты при выпуске детей в школу.
Предложения и рекомендации:
- Признать деятельность ДОО «Аленка», «Калинка», «Росинка», «Радуга», «Чайка», «Ягодка» по реализации адаптированных образовательных программ по коррекционному образованию, отвечающей современным требованиям.
- Старшим воспитателям и заместителям по учебной и воспитательной работе ДОО «Аленка», «Калинка», «Росинка», «Радуга», «Чайка», «Ягодка» обобщить педагогический опыт работы по реализации адаптированных образовательных программ с целью распространения в широкую педагогическую практику в срок до 01.02.2022.
- Руководителям ДОО «Ручеек», «Золотая рыбка», «Рябинка», «Теремок», «Росинка», «Гнездышко», «Светлячок», «Звездочка», «Журавушка», «Аленка», «Калинка», «Лукоморье», «Родничок», «Ягодка», «Улыбка», «Чайка», «Радуга», «Сказка» привести в соответствие численность детей групп компенсирующей направленности, согласно пункту 20 Приказа Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» в срок до 01.09.2022г
2.5. Качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье).
Участие семьи в образовательной деятельности.
«Наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие ДОО с семьей»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач является создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса.
Во всех ДОО города отношения между родителями и образовательным учреждением регулируются Уставом, положением о Совете родителей, Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, рабочими программами педагогов и конкретизируются договором.
«Наличие на официальном сайте ДОО разделов по взаимодействию ДОО с семьей».
На сайте каждой дошкольной образовательной организации имеется вкладка «Информация для родителей (законных представителей)», на которой размещается необходимая и актуальная информация.
Исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации для информирования родителей используются социальные сети и мессенджер WhatsApp. На данном сервисе были созданы группы для родителей, через которые осуществлялось позитивное взаимодействие педагогов с родителями.
Все ДОО города ведут страницы своих организаций в Instagram), где делятся опытом работы и достижениями, запускают проекты по проведению конкурсов, акций и другой актуальной информации для родителей.
«Количество родителей (законных представителей) воспитанников ДОО, принявших участие в мероприятиях (образовательные проекты, мастер-классы, спортивные праздники, трудовые акции, родительские собрания и т.п.)»
В ДОО города в основных образовательных программах предусмотрен раздел «Взаимодействие педагогического коллектива с родителями», в рамках которого осуществляется деятельность, в том числе обмен информацией с родителями. Родители являются участниками совместных мероприятий и праздников. В течение учебного года проводились различные online мероприятия: конкурсы, выставки, акции, образовательные проекты, родительские собрания в которых родители принимали активное участие. Количество родителей, принявших участие в мероприятиях, составляет 4253 человек (90,5%), что говорит о высоком уровне взаимодействия ДОО города с семьей.
Удовлетворённость семьи образовательными услугами.
В дошкольных образовательных организациях города регулярно проходит мониторинг и анализ удовлетворенности качеством образовательной деятельности, также предусмотрено изучение потребностей семьи. Сотрудничество с родителями осуществляется через партнерские, доверительные отношения.
Анализ результатов восприятия получателями услуг комфортности условий осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях города Черногорска показывает, что респонденты достаточно высоко оценивают изучаемые параметры:
- удовлетворенность наличием комфортной зоны отдыха (ожидания), оборудованной соответствующей мебелью (оценки удовлетворенности изменяются в пределах от 93,5% до 100,0%, средние оценки параметра – от 94 до 100 баллов);
- удовлетворенность наличием и понятностью навигации внутри организации (оценки удовлетворенности изменяются в пределах от 98,8% до 100,0%, средние оценки параметра – от 99 до 100 баллов);
- удовлетворенность наличием и доступностью питьевой воды (оценки удовлетворенности изменяются в пределах от 96,8% до 100,0%, средние оценки параметра – от 97 до 100 баллов);
- удовлетворенность наличием и доступностью санитарно-гигиенических помещений (оценки удовлетворенности изменяются в пределах от 96,6% до 100,0%, средние оценки параметра – от 97 до 100 баллов);
- удовлетворенность санитарным состоянием помещений организации (оценки удовлетворенности изменяются в пределах от 96,8% до 100,0%, средние оценки параметра – от 97 до 100 баллов);
- удовлетворенность семьи образовательными услугами (оценки удовлетворенности изменяются в пределах от 96,8% до 100,0%, средние оценки параметра – от 97 до 100 баллов).
В целом родители удовлетворены работой ДОО города (93%).
2.5.3. Индивидуальная поддержка развития детей в семье.
В каждом ДОО имеется утвержденный график проведения индивидуальных консультаций для родителей. В 24 учреждениях города имеется Положение о психолого-педагогическом консилиуме. При 21 (88%) ДОО созданы консультационные центры по проведению индивидуальных консультаций родителям детей, не посещающих дошкольные учреждения.
В период пандемии дошкольные образовательные учреждения столкнулись с рядом проблем дистанционного обучении:
- отсутствием отличной скорости интернета;
- повышение компетентности педагогов в области подготовки дистанционных заданий;
- отсутствие у воспитателей, специалистов профессиональной подготовки по проведению образовательной деятельности с детьми с использованием дистанционной формы обучения;
- низкий уровень технической оснащённости ДОО, воспитателей и семей воспитанников;
- отсутствие специально разработанного содержания и дидактических материалов для решения образовательных задач с детьми 3-4, 4-5 и 5-7 лет в дистанционном режиме.
Предложения и рекомендации:
- запланировать на 2021-2022 учебный год проведение психологических тренингов, семинаров, лекций для повышения психологического комфорта педагогов;
- использовать интерактивные формы взаимодействия с семьями детей, вовлекать и родителей в совместную деятельность;
- организовать мероприятия по повышению компетентности педагогов в разработке индивидуального плана поддержки развития детей в семье;
- продолжить психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры.
2.6. Обеспечение здоровья, безопасности, качества услуг по присмотру и уходу. 2.6.1. Наличие мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Во всех ДОО города утверждены локальные нормативные акты по сохранению и укреплению здоровья детей: Положение об организации питания в ДОУ; Положение о производственном контроле за организацией и качеством питания; Программа производственного контроля детского сада; Положение об охране жизни и здоровья детей.
Медицинские кабинеты имеются в 24 ДОО, медицинское обслуживание осуществляется по договору с ГБУЗ РХ «Черногорская межрайонная детская поликлиника». Во всех ДОО города имеется здоровьесберегающее оборудование: облучатели ультрафиолетовый бактерицидные передвижные, бактерицидные лампы в медицинском блоке, рециркуляторы. Общее санитарно-гигиеническое состояния ДОО города соответствует требованиям действующего СаНПиН: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме. Ведется регулярный мониторинг за состоянием здоровья воспитанников. Ежемесячно и ежеквартально проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Выявляются причины заболеваний, а впоследствии принимаются меры по снижению заболеваемости. В ДОО проводится ежедневно утренний «фильтр» детей и сотрудников.
2.6.2. Обеспечение комплексной безопасности в ДОО.
В ДОО города созданы безопасные условия для обучающихся и сотрудников: создана система нормативно-правового регулирования комплексной безопасности;
- предусмотрено регулярное обучение коллектива по ТБ, ОТ, ЧС и др;
- имеются локальные нормативные акты, устанавливающие требования к безопасности внутреннего (группового и вне группового) помещения и территории ДОО, предназначенной для прогулок воспитанников на свежем воздухе;
- определены правила безопасности при проведении экскурсий и других мероприятий на территории ДОО (положения, инструкции, приказы, решения, акты, паспорта безопасности, памятки, планы, отчеты, журналы, схемы охраны, графики дежурств);
- разработаны - Паспорт безопасности ДОО; План взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД России и Росгвардии по защите объекта (территории) от террористических угроз; План противопожарных, антитеррористических мероприятий на 2020-21 учебный год;
- в 4 ДОО ведётся видеонаблюдение;
- в 24 ДОО имеется тревожная кнопка с выводом сигнала на ЕДДС-112;
- имеется АПС в исправном состоянии;
- в помещении и на участке имеются все средства реагирования на чрезвычайные ситуации (план эвакуации детей в экстренных случаях, аптечка, инструкции, регламенты/правила безопасности, оптимизированные с учетом потребностей воспитанников группы;
- во всех ДОО имеется телефон;
- ведется необходимая документация для организации контрольно-пропускного и внутриобъектового режима в ДОО (положения, инструкции, журнал учёта посетителей, журнал обхода территории, журнал сдачи смены и т.д.);
- отсутствуют замечания со стороны Роспотребнадзора.
2.6.3.Обеспечение качества услуг по присмотру и уходу за детьми.
В ДОО города утверждены и соблюдаются нормативно-правовые акты, регулирующие выполнение норм хозяйственно-бытового обслуживания и процедур ухода за воспитанниками:
- Правила внутреннего распорядка для всех участников образовательного процесса;
- режим дня с учетом адаптационных режимов для детей по потребности и возможности здоровья (индивидуальные маршруты адаптации и др.);
- обеспечена доступность предметов гигиены;
- педагоги развивают культурно-гигиенических навыки воспитанников, что отражено в планах, рабочих программах задач по уходу и присмотру.
В ДОО города регламентированы процессы организации рационального и сбалансированного питания и питья с учетом СанПиН: разработан Порядок организации питания воспитанников ДОО; утвержден режим питания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей; утверждены технологические карты приготовления пищи, ежедневные и перспективные меню; ведется бракераж готовой и сырой продукции, учет калорийности, обеспечены правильная кулинарная обработка и закладка пищевых продуктов. В ДОО города питание детей соответствует заявленному 10- дневному меню; ежедневно доступна информация о питании на информационном стенде; соблюдается сервировка в группе; осуществляется индивидуальный подход в процессе питания; регулярный контроль и надзор за работой пищеблока.
Предложения и рекомендации:
- Отметить положительный опыт работы по здоровьебережению дошкольников педагогические коллективы ДОО «Аленка», «Калинка», «Росинка», «Ромашка», «Золотая рыбка» и рекомендовать к обобщению и распространению в педагогическую практику ГМК ГУО.
- проводить методические мероприятия, направленные на профессиональное развитие педагогов в вопросах охраны и укрепление здоровья обучающегося и сотрудников ДОО;
- проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия с воспитанниками, родителям.
- разработать модели комплексного сопровождения детей дошкольного возраста (с аллергопатологией, диабетом и т.д.) в том числе по вопросам питания.
2.7. Повышение качества управления в ДОО.
2.7.1. Наличие у руководителя ДОО требуемого профессионального образования. Управленческий процесс ДОО города осуществляют 24 руководителя, из них с высшим образованием по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» – 20 (95%) чел.
2.7.2.Разработанность и функционирование внутренней системы оценки качества образования в ДОО (далее - ВСОКО). Во всех ДОО имеется разработанное и утвержденное положение о ВСОКО, планы и отчеты об осуществлении ВСОКО. Сформированы информационно–аналитические материалы по результатам оценки качества образования на уровне учреждения. Результаты реализации ВСОКО не отражены на официальном сайте дошкольных учреждений.
2.7.3. Наличие программы развития ДОО.
Во всех ДОО города разработаны и реализуются программы развития, которые содержат;
1) Информационную справку об образовательном учреждении.
2) Аналитический блок.
3) Концепцию (концептуальный проект) желаемого будущего состояния ДОО как системы.
4) Стратегию и тактику перехода (перевода) ДОО в новое состояние.
5) Приложения. В Программе развития планируются мероприятия связанные с развитием профессиональных компетенций.
Предложения и рекомендации:
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ДОО;
3. Обобщенные результаты мониторинга качества дошкольного образования.
Основные образовательные программы дошкольных учреждений города обеспечивают: содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования; продолжительность пребывания детей в дошкольном учреждении; формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Основные образовательные программы дошкольных учреждений города направлены на создание социальной ситуации развития детей раннего и дошкольного возраста детей, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством различных видов деятельности в сотрудничестве с взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Рабочие программы в ДОО разработаны на основе основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Сан ПиН 2.4.1. 3648-20 от 28.09.2020, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020г. №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Сантарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», основными направлениями образовательной деятельности на 2020-2021 учебный год.
На основе анализа кадровых условий в ДОО кадровую политику в городе можно признать эффективной. 100% обеспечение ДОО учебно-вспомогательным персоналом позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в городе Черногорске.
Созданная в ДОО РППС направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, реализацию образовательного потенциала пространства. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. РППС оснащена материалами, игровым, спортивным оборудованием и инвентарем, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, доступна и безопасна, строится в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Содержательное насыщение осуществляется в соответствии с возрастной группой. Все элементы РППС соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и правил пожарной безопасности.
В среднем развивающая предметно-пространственная среда ДОО 95 % соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса. ДОО города необходимо внести изменения в оснащение РППС (обеспечить игровые участки необходимым оборудованием для игровых и спортивных упражнений ).
Педагоги ДОО города поддерживают доброжелательную атмосферу в группах, общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, поддерживают доброжелательные отношения между детьми, обучают способам взаимодействия и способам разрешения конфликтов. Педагоги при обращении к детям используют имена, проявляют внимание к настроению, желаниям и мнениям детей, отмечают их достижения, пользуются чаще поощрением, оценки относятся к действиям. Педагоги владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.
В ДОО города созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей, что позволяет обучающимся организовать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач является создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса.
В ДОО города в основных образовательных программах предусмотрен раздел «Взаимодействие педагогического коллектива с родителями», в рамках которого осуществляется деятельность, в том числе обмен информацией с родителями.
В дошкольных образовательных организациях регулярно проходит мониторинг и анализ удовлетворенности качеством образовательной деятельности, также предусмотрено изучение потребностей семьи. Сотрудничество с родителями осуществляется через партнерские, доверительные отношения. Анализ результатов восприятия получателями услуг комфортности условий осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях города Черногорска показывает, что респонденты достаточно высоко оценивают изучаемые параметры. Во всех ДОО утверждены локальные нормативные акты по сохранению и укреплению здоровья детей, созданы безопасные условия для обучающихся и сотрудников. В ДОО регламентированы процессы организации рационального и сбалансированного питания и питья с учетом СанПиН. Управленческий процесс ДОО города осуществляют 24 руководителя, из них с высшим образованием по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» 95% чел. Во всех ДОО имеется разработанное и утвержденное положение о ВСОКО, планы и отчеты об осуществлении ВСОКО. Сформированы информационно – аналитические материалы по результатам оценки качества образования на уровне учреждения. Результаты реализации ВСОКО не отражены на официальном сайте дошкольных учреждений. Во всех дошкольных образовательных программах разработаны и утверждены программы развития ДОО.
4.Динамика качества дошкольного образования в городе Черногорске.
МБДОУ города за 2021 год по результатам анализа информации на официальных сайтах и проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности показали в среднем по показателю «удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности» - 96% (средние значения оценки данного параметра 95%). Анализ результатов восприятия получателями образовательных услуг доброжелательности, вежливости работников ДОО города показал в среднем 96%. Мониторинг качества дошкольного образования, проведенный в июне 2021 года, выявил отличные и хорошие результаты по отдельным показателям (от 70% до 100%), что подтверждает стабильность в развитии системы дошкольного образования.
5. Зоны риска в области качества дошкольного образования в городе Черногорске.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с изменением нормативных документов, внедрением современных технологий в образовательный процесс, и требуют от современного педагога такие профессиональные качества, как мобильность, обучаемость, высокий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями В целях создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в ДОО необходимо обеспечить содержательную насыщенность среды, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, безопасность РППС (обеспечить игровые участки - перекладинами для лазанья, рукоходами, турниками, соответствующими возрасту).
В среднем развивающая предметно-пространственная среда ДОО города на 95% соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса, что может повлиять на качество дошкольного образования. Снижение качества управления может привести к риску снижения качества дошкольного образования, поэтому необходимо разработать мероприятия, направленные на совершенствование системы оценки качества образования ДОО; предусмотреть в программе развития требуемое ресурсное обеспечения для развития ДОО.
6. Адресные рекомендации по результатам анализа
-Адресные рекомендации мониторинга представлены на совещание руководителей дошкольных образовательных организаций с участием методистов ГМК ГУО (протокол совещания от 03.08.2021г) ссылки в Яндекс-диск
-Рекомендации по использованию успешных практик, рассмотренные на совещаниях руководителей дошкольных образовательных организациях (протоколы совещаний руководителей ДОО ) ссылки в Яндекс-диск
АДРЕСНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗА 2021 год (июнь)
Вводная часть
В соответствии с приказами ГУО Администрации г. Черногорска от 02.06.2021 № 818 «Об утверждении Положения по организации и проведению мониторинга качества дошкольного образования»; от 03.06.2021 № 830 «О проведении мониторинга (муниципальных показателей) качества дошкольного образования в г. Черногорске» в период с 3 июня по 8 июня 2021 года в 24 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях был проведен мониторинг оценки качества дошкольного образования по утвержденным показателям. Приказом ГУО Администрации г. Черногорска от 16.07.2021 № 850 г. Черногорск «Об итогах мониторинга качества дошкольного образования» утвержден аналитический отчет по итогам мониторинга качества дошкольного образования.
По каждому направлению представлены аналитические обоснования, мониторинг проводился с целью совершенствования качества дошкольного образования.
Мониторинг проводился с целью совершенствования качества дошкольного образования по следующим направлениям:
- качество образовательных программ дошкольного образования;
- качество содержания образовательной деятельности в ДОО (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие);
- качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия);
- качество реализации адаптированных основных образовательных программ в ДОО;
- качество взаимодействия с семьей (участие семьи в образовательной деятельности, удовлетворенность семьи образовательными услугами, индивидуальная поддержка развития детей в семье);
- обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу
- повышение качества управления в ДОО.
В итоге проведенного мониторинга были выявлены ресурсы профессионального роста и развития педагогов, обучающихся, совершенствование качество образовательных условий ДОО.
Основные образовательные программы дошкольных учреждений города обеспечивают: содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования; продолжительность пребывания детей в дошкольном учреждении; формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Основные образовательные программы дошкольных учреждений города направлены на создание социальной ситуации развития детей раннего и дошкольного возрастов, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством различных видов деятельности в сотрудничестве с взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Рабочие программы в ДОО разработаны на основе основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", СанПиН 2.4.1. 3648-20 от 28.09.2020, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020г. №16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Сантарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», основными направлениями образовательной деятельности на 2020-2021 учебный год.
На основе анализа кадровых условий в ДОО кадровую политику в городе можно признать эффективной. 100% обеспечение ДОО учебно-вспомогательным персоналом позволяет прогнозировать возможность повышения качества дошкольного образования и сохранять кадровую политику в г. Черногорске.
Созданная в ДОО РППС направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, реализацию образовательного потенциала пространства. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. РППС оснащена материалами, игровым, спортивным оборудованием и инвентарем, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, доступна и безопасна, строится в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Содержательное насыщение осуществляется в соответствии с возрастной группой. Все элементы РППС соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и правил пожарной безопасности. В среднем развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ на 95 % соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса. ДОО необходимо внести изменения в оснащение РППС (обеспечить возрастные группы мягкими модулями, комплектами костюмов для театрализованной деятельности, игровыми пластмассовыми, мягкими модулями для конструирования, строительства, инвентарем для осуществления общеразвивающих упражнений; на участках – оборудованием для игровых и спортивных упражнений).
Педагоги ДОО поддерживают доброжелательную атмосферу в группах, общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, поддерживают доброжелательные отношения между детьми, обучают способам взаимодействия и способам разрешения конфликтов. Педагоги при обращении к детям используют имена, проявляют внимание к настроению, желаниям и мнениям детей, отмечают их достижения, пользуются чаще поощрением, оценки относятся к действиям. Педагоги владеют методикой дошкольного образования и воспитания, приемами взаимодействия с детьми, прослеживается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми.
В ДОО созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей, что позволяет обучающимся организовать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из основных задач является создание благополучной социальной среды, на основе тесного сотрудничества всех участников воспитательного процесса. В ДОО в основных образовательных программах предусмотрен раздел «Взаимодействие педагогического коллектива с родителями», в рамках которого осуществляется деятельность, в том числе обмен информацией с родителями.
В дошкольных образовательных организациях регулярно проходит мониторинг и анализ удовлетворенности качеством образовательной деятельности, также предусмотрено изучение потребностей семьи. Сотрудничество с родителями осуществляется через партнерские, доверительные отношения. Анализ результатов восприятия получателями услуг комфортности условий осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях г. Черногорска показывает, что респонденты достаточно высоко оценивают изучаемые параметры.
Во всех ДОО утверждены локальные нормативные акты по сохранению и укреплению здоровья детей, созданы безопасные условия для обучающихся и сотрудников. ВДОО регламентированы процессы организации рационального и сбалансированного питания и питья с учетом СанПиН.
Управленческий процесс МБДОУ города осуществляют 24 руководителя, из них с высшим образованием по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» – 100 %.
Во всех МБДОУ имеется разработанное и утвержденное положение о ВСОКО, планы и отчеты об осуществлении ВСОКО. Сформированы информационно–аналитические материалы по результатам оценки качества образования на уровне учреждения. Результаты реализации ВСОКО не отражены на официальном сайте дошкольных учреждений.
Во всех дошкольных образовательных программах разработаны и утверждены программы развития ДОО.
Для повышения качества дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Черногорска разработаны
Руководителям ДОО «Ручеек», «Золотая рыбка», «Рябинка», «Теремок», «Росинка», «Гнездышко», «Светлячок», «Звездочка», «Журавушка», «Аленка», «Калинка», «Лукоморье», «Родничок», «Ягодка», «Улыбка», «Чайка», «Радуга», «Сказка» привести в соответствие численность детей групп компенсирующей направленности, согласно пункту 20 Приказа Министерства просвещения следующие адресные рекомендации:
Руководителям всех ДОО:
1. Внести изменения в основные образовательные программы в связи с реализацией рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы не позднее 01.09.2021года (статья 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ);
- внести изменения в рабочие программы педагогов с учетом внесенных изменений в ООП ДО не позднее 01.09.2021 года;
2. Руководителям ДОО «Белочка», «Ромашка», «Рябинка», «Ручеек»
вести целенаправленную деятельность на мотивирование педагогов ДОО получать высшее (профильное) образование;
Руководителям ДОО «Аленка», «Золотая рыбка», «Мишутка», «Чайка» увеличить долю педагогов, имеющих квалификационные категории;
Руководителям ДОО «Мишутка», «Рябинка» внести изменения в оснащение РППС (обеспечить возрастные группы мягкими модулями, комплектами костюмов для театрализованной деятельности, игровыми пластмассовыми, мягкими модулями для конструирования, строительства)
Руководителям ДОО «Улыбка», «Колокольчик», «Журавушка» обеспечить игровые участки инвентарем для осуществления, спортивных, игровых упражнений);
РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» в срок до 01.09.2022г
Руководителям ДОО разработать модели комплексного сопровождения детей дошкольного возраста по вопросам питания (с аллергопатологией, диабетом и т.д.), изучить и внести в практику работы опыт работы по данному направлению ДОУ «Сказка», «Улыбка».
Методистам ГМК ГУО разработать мероприятия по развитию профессиональных компетентностей педагогов по совершенствованию использования РППС в образовательной деятельности и работы с детьми и родителями воспитанников, а именно:
-активное использование экспериментирования;
-создание условий для самостоятельной деятельности, реализации различных технических замыслов у детей;
- продолжить обучение педагогов по созданию условий для реализации индивидуальной траектории развития детей дошкольного возраста;
- проведение методических мероприятий, направленных на непрерывное профессиональное развитие (семинары, практикумы, мастер-классы и др.), по вопросам создания психолого-педагогических условий, согласно ФГОС ДО.
- запланировать на 2021-2022 учебный год проведение психологических тренингов, семинаров, лекций для повышения психологического комфорта педагогов;
- использовать интерактивные формы взаимодействия с семьями детей, вовлекать и родителей в совместную деятельность;
- организовать мероприятия по повышению компетентности педагогов в разработке индивидуального плана поддержки развития детей в семье;
- продолжить психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры;
-проводить методические мероприятия, направленные на профессиональное развитие педагогов в вопросах охраны и укрепление здоровья обучающегося и сотрудников ДОО;
- проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия с воспитанниками, родителями (законными представителями) и сотрудниками ДОО.
7. Меры, мероприятия
Планы работы методических объединений педагогических работников дошкольного образования на 2021-2022 учебный год (Я-д)???
Управленческие решения
Управленческие решения:
- Приказ ГУО от 21.06.2021г.№ 858 «О награждении Почетной грамотой ГУО по итогам мониторинга качества дошкольного образования за 2020-2021 учебный год»
- Приказ ГУО от 25.11.2013 № 1260 «Об утверждении Положения о стимулировании труда руководителей муниципальных образовательных организаций, подведомственных городскому управлению образованием администрации города Черногорска»
Порядок ведения муниципального педагогического совещания (21.08.2020г.)
- Анализ эффективности принятых мер
Ссылка на подстраницу
Анализ эффективности принятых мер:
- Анализ результатов мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций, подведомственных ГУО администрации г. Черногорска;
Резолюция муниципального педагогического совещания «Итоги прошедшего учебного года и основные направления работы на новый учебный год в рамках реализации национальных проектов»
Доклад руководителя городского управления образованием администрации города Черногорска Чернышевой Е.Г. на августовском совещании руководителей образовательных организаций
|