В деятельности дошкольных образовательных организаций особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. С целью своевременного выявления недостатков в работе детских садов в данном направлении проводится ежегодный мониторинг состояния здоровья воспитанников.
Анализ информации за 2022 год показал следующее: количество дней, пропущенных воспитанниками по болезни, составило 24118 дней (2021г. - 37286 дня), это на 13168 дней меньше по сравнению с прошлым годом. Процент заболеваемости гриппом и острыми инфекциями верхних дыхательных путей по сравнению с прошлым годом увеличился и составляет 51%, (2021 - 42%).
Третий год детский сады вынуждены работать в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции. В связи с этим в каждом детском саду ежедневно осуществлялся утренний фильтр: осмотр детей, опрос родителей о состоянии ребенка, термометрия детей и родителей, заполнение журнала утреннего фильтра. В течение дня проводилась термометрия воспитанников. В группах осуществлялась влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств, мытье игрушек, проветривание и кварцевание помещений по графику.
Средний показатель заболеваемости на одного ребёнка, по сравнению с прошлым годом, снизился и составил 5,7 дето/дня (2021г. – 8,4 д/д).
Учитывая особенности и специфику нашего города, опираясь на современную психолого–педагогическую концепцию развития личности, педагогические коллективы всех детских садов ведут активную работу по сохранению, укреплению и развитию физического, интеллектуального и социально-личностного здоровья всех субъектов образовательного процесса. Наиболее успешно данная система работы выстроена в детских садах: «Белочка», «Гнёздышко», «Журавушка», «Золотая рыбка», «Колосок», «Ручеёк», «Сказка» и «Чайка». А также в тех детских садах, где данный показатель остался на прежнем уровне.
Стратегия организации работы по здоровье сбережению детей основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в дошкольном учреждении. Вся лечебно - профилактическая работа по оздоровлению детей начинается с врачебного осмотра, который проводится два раза в год. В результате осмотра оценивается состояние здоровья ребенка, группа здоровья, его физическое развитие.
Во всех дошкольных образовательных организациях выстроена система здоровьесбережения, которая включает в себя оздоровительные режимы, комплексы закаливающих мероприятий, физкультурные занятия, оптимизацию двигательного режима в течение дня, организацию рационального питания, медико-профилактическую работу с детьми и родителями, использование здоровьесберегающих инновационных технологий в педагогическом процессе.
Немаловажную роль в формировании у воспитанников любви к занятиям спорта играет предметно-пространственная среда, так в каждой группе детского сада имеются физкультурные уголки, которые оснащены спортивным оборудованием для развития всех групп мышц, для проведения подвижных и спортивных игр. Прогулочные площадки оснащены малыми формами, которые способствуют повышению двигательной активности на прогулках.
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
В каждом дошкольном учреждении соблюдался режим дня и двигательный режим. Ежедневно во всех группах проводилась утренняя гимнастика, физкультурная образовательная деятельность, индивидуальная работа по развитию физических качеств дошкольников, занятия на тренажёрах, спортивные развлечения и праздники. Вся работа по физическому развитию строилась в соответствии с возрастными особенностями детей.
Для совершенствования здоровье сберегающей среды и развития массового спорта в некоторых дошкольных учреждениях разработаны дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры. По сравнению с прошлым годом увеличился охват детей, посещающих спортивные кружки и секции, и составил 515 человек (в 2021г. – 396 детей). Кружки и секции спортивной направленности действуют в 15 детских садах (11 – в 2021г.): «Алёнка», «Дельфинчик», «Журавушка», «Звёздочка», «Золотая рыбка», «Калинка», «Колосок», «Лукоморье», «Радуга», «Ромашка», «Росинка», «Ручеёк», «Сказка», «Улыбка», «Ягодка».
Для сохранения и укрепления здоровья воспитанников педагоги применяют разнообразные методики и технологии. В МБДОУ «Рябинка» педагоги пользуются пособием Бабенковой Е.А «Как сделать осанку красивой, а походку легкой» для сохранения осанки у детей дошкольного возраста. Педагоги детского сада «Белочка» применяют методику Гориневской Е.А. «Воздушные ванны в движении, как один из методов закаливания детей». В детском саду «Гнёздышко» для формирования правильного речевого дыхания используют методику Бурлакиной О.В. «Комплекс упражнений для формирования правильного речевого дыхания». Педагоги детского сада «Ручеёк» применяют технологию лечебно-оздоровительных игр А.С. Галановой, валеологические распевки Е. Шадриной. Для выявления знаний у дошкольников о здоровом образе жизни в детском саду «Сказка» применяется методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» и другие.
В совместной работе детского сада и семьи широко используются консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, спортивные соревнования, праздники и развлечения. По-прежнему ведётся удалённая работа с родителями (законными представителями) через мессенджеры, электронную почту, родительские чаты.
Педагоги детских садов продолжают приобщать родителей (законных представителей) к участию в физкультурно-массовых мероприятиях. В детских садах «Ёлочка», «Колокольчик», «Лукоморье», «Рябинка», «Ягодка» родители активно приняли участие в спортивной программе «Мама, папа, я – спортивная семья». В МБДОУ «Гнёздышко» родители стали активными участниками марафона «Выходные на катке». В детских садах «Дельфинчик», «Росинка», «Светлячок» провели «Малые олимпийские игры». МАДОУ «Калинка» - «День здоровья, радости и дружбы». Военно-патриотический спортивный праздник «Зарница» прошёл в детских садах «Белочка», «Колосок», «Родничок», «Улыбка». В МБДОУ «Ромашка» прошел родительский патруль «Пристегни самое дорогое».
Такое тесное сотрудничество позволяет родителям ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Таким образом, работа по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, в дошкольных учреждениях строилась на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на объединение усилий педагогов, которые осваивают, апробируют и вводят разнообразные здоровье сберегающие методики и технологии.
|